Главная » Статьи » Статьи из инета » Дизайн магазинов |
О манекенах
Люди всегда немного боялись кукол, но при этом испытывали к ним почти болезненный интерес. Точная копия человека, лишенная души… Или способная переживать, например, по ночам, когда ее никто не видит? Неудивительно, что появление манекенов в витринах магазинов почти 150 лет назад произвело сенсацию и навсегда изменило шопинг! Кто из нас сейчас может представить себе прогулку по улице, полной витрин магазинов без… манекенов? Понимаем ли мы, что нам захотелось купить стильный топ или очаровательную юбку во многом потому, что они отлично выглядели на манекене? А ведь еще сто лет назад манекены были настолько несовершенны, что чаще давали повод для смеха, чем для увлечения одеждой из новой коллекции! Слово «манекен» имеет голландское происхождение, в одном из нидерландских диалектов manneken означает «маленький человек». Родственным французским словом mannequin обычно называли живую модель, работавшую в студии фотографа либо на подиуме. Со временем слова, относящиеся к манекенам для витрин и живым моделям, потеряли нюансы значения, и теперь для кукол и живых моделей используется почти одно и то же слово, mannequin, имеющее два варианта в русском языке: «манекен» (кукла в витрине магазина) и «манекенщица» (живая модель). Предположительно, первые манекены появились еще в Древнем Египте, почти 3000 лет назад. Рядом с сундуками с одеждой в гробнице Тутанхамона археологи нашли деревянный торс, который считается первым манекеном в истории человечества. Известно, что «манекены» встречались в Средние века. Портные, которые шили одежду для аристократов, держали в своих мастерских «копию фигуры» клиента, сшитую из кожи и набитую тряпками или соломой. Первые варианты манекенов, которые были похожи на современные если не внешне, то хотя бы по сути, появились в XVIII веке. Англичане уверяют, что в 1750-е годы некоторые богатые магазины на Оксфорд-стрит могли себе позволить большие окна (с мелкими стеклами), за которыми выставлялись восковые фигуры, одетые в лучшие платья. По вечерам такие витрины освещались свечами, «манекены» подтаивали, одежда пачкалась. А иногда начинался пожар… Аналогом витринных манекенов можно считать двух французских кукол, Большую и Малую Пандору, которые были известны всей Европе. Во второй половине XVIII века, до появления массовых печатных изданий с иллюстрациями, такие куклы были единственной возможностью получать модные новости из Парижа. Большую Пандору одевали в бальное платье, Малую – в «обычное», и затем куклы путешествовали по всей Европе (заезжали и в Санкт-Петербург). Говорят, что самая восторженная реакция на Пандор была в Венеции: некоторые любопытные итальянки даже пытались заглянуть куклам… под юбки, чтобы уточнить абсолютно все модные детали! В конце XVIII века появились первые фирмы, которые занимались производством магазинных манекенов, например, Wickenwork, создававшие безголовые фигуры из соломы, проволоки и кожи, или Wirework, производившие мужские манекены из толстой проволоки. Однако до появления в магазинах крупных витрин продавцы одежды не испытывали особой потребности в манекенах. Их массовое производство начинается только в 1870-80-е годы, после того как американцы изобрели технику производства огромных стекол, подходящих для витрин новых универмагов. Одной из первых компаний, которые стали выпускать манекены сотнями, стали Gems Wax Models, они импортировали свои модели из Америки в Европу. Это были восковые манекены на железных ногах (для большей устойчивости), причем Gems Wax Models обещали клиентам «неслыханное разнообразие поз», которое нам сейчас показалось бы смешным. Заключалось оно в том, что у манекена вперед могла быть выдвинута правая или левая ножка. Или обе ножки могли стоять ровно – вот и все! Лица первых манекенов часто делали из папье-маше со стеклянными глазами, такими же, какие выписывали в качестве глазных протезов. Поэтому многие манекены в витринах выглядели жутковато: на лице-маске, не имеющем никакого выражения, выделялись «живые человеческие» глаза. Не с тех ли пор пошли городские легенды о куклах и манекенах, которые по ночам оживают и пугают тех, кто страдает бессонницей? Хватало и курьезов. Когда появились манекены, появились и первые декораторы витрин. Их имена часто неизвестны, зато сохранились анекдоты об их промахах. Один из нью-йоркских декораторов создал в витрине универмага целую сцену: хозяйка дома в вечернем платье с бокалом вина в руках приветствует гостей, сидящих за накрытым столом. Витрина произвела сенсацию, в день ее создания многие пришли посмотреть на «званый ужин» манекенов. На следующее утро декоратор пришел полюбоваться своим творением и обнаружил перед витриной смеющуюся толпу. Оказалось, что вечером восковой манекен «хозяйки» подтаял от верхнего освещения и упал «физиономией на стол», рот безобразно оплыл, а из бокала, который манекен держал в руке, вино пролилось на дорогое платье. «Отлично погуляли вчера вечером!», – таков был комментарий ехидных ньюйоркцев. В 1910-е годы родилась идея стилизовать лица манекенов под известных женщин. В Америке компания French Wax Figure Com разработала манекен с лицом актрисы Мэри Пикфорд, а для французской фирмы Pierre Imans прототипом стала известная актриса Теда Бара, обладавшая экзотической «цыганской» красотой. В середине 20-х годов, под влиянием пуризма Коко Шанель, а также скульптурных экспериментов Модильяни и Бранкузи, появляются авангардные манекены с абстрактными головами и лицами, напоминающими строгие черты африканской скульптуры. Фирма Siégel & Stockman представила такие манекены на Выставке Декоративных Искусств в Париже, где они произвели сенсацию. Следующим шагом было создание манекенов из пластика. Обычно эту заслугу приписывают скульптору Лестеру Габа, который в начале 30-х получил заказ на разработку новаторского манекена для универмага Saks Fifth Avenue. Габа придумал «Синтию» – пластиковый манекен в сидячей позе. Синтия получила такую популярность, что гордый своим творением Лестер Габа ходил с ней в… театр и на светские мероприятия. Синтия была максимально похожа на живую женщину. Именно с ее появлением возник вопрос, который остается актуальным и сейчас: насколько магазинные манекены способны отражать представления о красоте? Если сделать их идеальными, не будет ли это раздражать покупательниц, которые не могут похвастаться совершенной фигурой? Так начинается история бесконечного изменения пропорций манекенов. В 50-е годы их делали с пышными бедрами и бюстом, похожими на таких звезд, как Джина Лоллобриджида или Софи Лорен. В 60-е британская фирма Adel Rootstein сделала точные копии звездных моделей и певиц, в том числе Твигги. В 70-е, когда вошла в моду одежда из прозрачного шифона, у манекенов на груди появились соски. Покупатели нередко протестовали против «такого разврата» и даже грозили написать заявление в полицию! Сейчас представители известных марок, создающих манекены (например, DK Display, Patina-V, Bernstein Display), говорят, что в последние годы в связи со спорами о чрезмерной худобе моделей и с появлением таких «фигуристых» звезд, как Дженнифер Лопес и Бейонсе, появились манекены, приближенные к пропорциям реальных покупательниц. Это не означает, что в мире «витринных кукол» нет места экспериментам. Марка Lifestyle Forms & Displays первой предложила манекены из прозрачного фиброволокна, а компания Ralph Pucci в 80-е годы выпустила мужские манекены с мускулатурой Шварценеггера или Сталлоне (пародия на культ здорового тела, который тогда существовал), они же первыми стали приглашать дизайнеров одежды, художников и модных иллюстраторов. Известный художник Вера Лендорфф, прославившаяся в 60-е годы как топ-модель Верушка, разработала свою коллекцию. Увлечение йогой Кристи Терлингтон послужило импульсом к разработке манекенов с лицом манекенщицы, замерших в основных позах йоги. Дизайнер Анна Суи придумала манекены в виде шахматных пешек с прическами и макияжем в стиле 20-х годов и назвала коллекцию Dollies («Куклы»). Почему дизайнеры и оформители витрин так много внимания уделяют манекенам? Может быть потому, что, каждый раз проходя мимо витрины с манекенами, мы не можем устоять перед очарованием неподвижных фигур за стеклом, одетых в новые, такие соблазнительные комплекты. | |
Просмотров: 3992 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||